Музей скоростей

        
Ростислав Евгеньевич Алексеев принадлежал эпохе бурного развития авиации и судостроения, периоду быстрого совершенствования техники и появления целой плеяды выдающихся конструкторов и легендарных летчиков.

         С 2012 года интерактивный Музей скоростей занимает весь 2-ой этаж ДК им. В.П. Чкалова, в основу которого вошла жизнь и деятельность гения ХХ столетия Р.Е. Алексеева. Используя новые технологии, данная информация в создаваемом Музее скоростей получила новое звучание и большую привлекательность.        

         Время для создания музейного квартала и Музея скоростей удачно - два юбилея (2011 и 2012 гг.), касающихся сверхдальних перелетов экипажа В.П. Чкалова на о. Удд (Дальний Восток) и через Северный полюс в Америку.

         Музей скоростей имеет историческую и техническую направленность.

         Музей, включая прилегающую к нему мемориальную зону, образуют достаточно автономную музейную структуру с исторической экспозицией, посвященной экономике, культуре и быту Василевой слободы второй половины ХIХ - начала ХХ веков. Это музей городской по профилю и проблематике, реализующий и функцию информационного центра, то есть собирающий и предоставляющий сведения по истории улицы, отдельных зданий, включая их современное использование. Другими словами, музей как бы монополизирует информационные ресурсы прилегающей к нему исторической части города.       

         Сотрудники музея создали несколько экспозиционных разделов – 5 залов, в которых представлены фондовые материалы: фотографии, мебель, предметы изобразительного искусства, модели технического флота и экранопланов и мн.др. Но все же экскурс начинается с истории рода купцов Рукавишниковых, с истории Василевской слободки. В системе экспозиции каждый отдел выполняет свою собственную функцию в рамках общей задачи построения.

Первый раздел - «Бурлаки на Волге». XIX век - по Волге ходило до четырех тысяч судов на лямках и парусах. Сюда, в Василеву слободу, где в затоне отстаивались суда зимой, со всех концов сходились и съезжались многие тысячи обездоленного люда в надежде наняться в бурлаки. От такого великого многолюдья богатели василевские лавочники, приказчикам был большой выбор рабочей силы, кабатчикам помогал наплыв пьющего люда, но вместе с ними богатели и церковные приходы. Сейчас представляется, что все это было так давно, аж в какие-то незапамятные времена. А ведь последние бурлаки на Волге исчезли немногим более ста лет назад, и наши деды, должно быть, еще застали их, а уж прадеды - это наверняка. Достаточно вспомнить, что в молодости был бурлаком дед великого писатели А.М. Горького. Были бурлаками и прадед и дед Вольки Чкалова. Уникальным экспонатом данного раздела стал макет затопленной части села Василева.        

         Центральный зал - раздел «История на дне моря. Василево–Чкаловск в истории развития судоходства на Волге». С окончанием бурлачества, по самой крупной водной артерии России чредой пошли пароходы. В 1882 году искусственным отделением Казанского округа путей сообщения были обследованы затоны на предмет их пригодности для отстоя, ремонта путейского флота и постройки казенных мастерских. На основании исследований был предложен для постройки мастерских Василевский затон. Датой основания Василевского затона и казенных мастерских следует считать 1883 год. На макетах, копийных  материалах и подлинниках в зале представлена история развития Василевой слободы до момента превращения ее в город Чкаловск. Акцент сделан на проблеме участия василевцев в развитии водного транспорта, формировании казенных мастерских, а потом судоремонтного и судостроительного завода им. В.И. Ульянова (Ленина). Расширяя пространство за счет использования медийных средств, здесь представлено участие десятков и даже сотен людей в производственной и социокультурной деятельности.

Второй раздел – залы «Феномен летающих судов» и «Время. Скорость. Результат» посвящен теме экранопланов и современному развитию конструкторской и производственной деятельности, то есть возрождению российского экранопланостроения, созданию гражданского экраноплана и деятельности ЗАО «Арктической торгово-транспортной компании». Здесь представлены анимационные варианты объяснений принципов, на основе которых судно движется без контакта с водой. В процессе знакомства посетители получают целостное представление о гениальном конструкторе, совершившем революцию в судостроении, создавшем судно на подводных крыльях (СПК) и судно, движущееся без контакта с водой (экраноплан), благодаря которому Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.

         Третий раздел – зал «Летающие люди: Ростислав Алексеев» - посвящен гениальному конструктору, создателю скоростных судов на подводных крыльях и летающих над водой экранопланов. В экспозиции представлены подлинные документы, личные вещи, печатные издания, макеты, модели, рассказывающие о личности конструктора, его работах, открытиях  и изобретениях, творческих коллективах, создавших принципиально новые виды водного транспорта. Посетителям предоставляется возможность просмотра видеозаписи рассказов дочери конструктора Т.Р. Алексеевой, А.В. Иванова и др. о работе Р.Е. Алексеева, его характере, жизненных принципах, то есть активно используется медийная техника. Сотрудники музея создали медиапродукт (5-7-минутный фильм), который, в своем роде, является уникальным, так как основан на документальных хрониках.

Своеобразным продолжением экспозиций данного музея стал мультимедийный зал, рассчитанный на 40 мест. Здесь для посетителей демонстрируются научно-просветительский фильм «Скорость» и одноименный фильм в формате 3Д, повествующие о жизни и деятельности двух великих личностей – В.П. Чкалове и Р.Е. Алексееве.

         Таким образом, второй этаж полностью освоен как музейное пространство.

         Музей скоростей посетили тысячи туристов. Многие из них оставили свои отзывы и впечатления от экскурсий и прогулок по городу и музею. Вот некоторые из них: «Рад возможности посетить Ваш город. Не ожидал, что на Вашей земле трудились и творили такие умы, такие гениальные люди – Р.Алексеев и его сподвижники! Молодцы! Память об этих людях должна жить... А.В. Уваров. Москва»; «… Этот белокаменный домик – исторический памятник старой части городка. Сохраните его! Людмила и Сергей Жидковы. Н.Новгород»; «Личность Алексеева уникальна. Постарайтесь не растерять того задора и пыла, с которым Вы начали работать в этом направлении. Желаем Вам успехов! Туристы с т/х «Рылеев»»; «Очень интересный музей и у него есть все шансы на развитие. Успехов! Дерзайте! Павел Выжичков, Москва»; «Ваш городок нас тронул своим доброжелательным отношением к нам, туристам. Провинциальный городок, каких в России тысячи, но есть в нем своя изюминка – фабрика гипюра, В. Чкалов и Р. Алексеев. Тронуло до глубины души отношение музейных работников к своей истории, к своему городу, к людям, которые прославляли и продолжают славить ваш городок. Счастья вам, чкаловцы! Москва. Туристы с т/х «Пирогов»» и мн.др.

         Открытие нового культурного учреждения в городском округе город Чкаловск - Музей скоростей - дает возможность привлечь к округу повышенное внимание туристических фирм, изменить и обогатить туристскую инфраструктуру еще одного малого города России. В настоящее время пользуются большой популярностью необычные туры с самыми различными находками, поэтому вполне логично создание интерактивного музея в Чкаловске.

 

ОН  НЕ  ЗНАЛ, ЧТО  ТАКОЕ  СОМНЕНИЕ. РОСТИСЛАВ АЛЕКСЕЕВ

        

     
9 февраля 1980 года перестало биться сердце Р.Е. Алексеева. Впрочем, перестало ли? В рокоте двигателей мчатся по рекам и морям разных стран крылатые корабли, в каждом из них вложена частичка сердца замечательного изобретателя, инженера, ученого – Ростислава Евгеньевича Алексеева.

      Идею подъема корпуса судна над поверхностью воды с помощью подводных крыльев запатентовал в 1891 году российский подданный Шарль де Ламбер. Более 50 лет билось человечество над реализацией этой идеи. Теоретические основы работы подводных крыльев были заложены в трудах советских академиков В. Кочина, М. Келдыша, М. Лаврентьева, инженера А. Владимирова и других. Создание скоростных судов на подводных крыльях было неизбежно, как неизбежно любое открытие в мире. Личность лишь меняет сроки события. Р.Е. Алексеев – создатель скоростных судов, лауреат Государственных и Ленинской премий, заслуженный изобретатель РСФСР и явился такой личностью, счастливо воплотившей в себе качества изобретателя, конструктора, ученого и организатора.

         Отец Ростислава Алексеева – Евгений Кузьмич много и плодотворно работал на поприще науки, руководил опытной сельскохозяйственной станцией в городе Новозыбкове. Упорная работа агронома была отмечена званием профессора. Мать-учительница прививала детям (в семье, кроме Ростислава, было еще трое детей) любовь к музыке, живописи, научила радоваться жизни в каждом ее проявлении.

         Мысль о создании судна на подводных крыльях впервые возникла у студента-третьекурсника, когда он прочитал теоретическую статью в техническом журнале, в которой рассматривались условия обтекания пластины, находящейся в потоке воды. На первый взгляд все просто. Но, если вдуматься, статью читали многие. Конструированием судов на подводных крыльях занимались многие, а каков результат? И только А.Е. Алексееву выпало на долю стать Творцом скоростных судов, совершив коренной переворот на водном транспорте. Что тут повлияло: творческое озарение, интуиция, холодный инженерный расчет?

         По словам старинного друга Алексеева Н.И. Белавина, Ростислав Евгеньевич глубоко понимал физику явлений независимо от сложности, умел быстро и оригинально представить их в упрощенном виде, пригодном для приближенных расчетов. И отличал еще одно качество: размах в постановке экспериментов, исключительная смелость в принятии решений, умение пойти на технический риск.

         Р. Алексееву, завзятому яхтсмену, у нас в стране принадлежит первенство в применении на яхтах вращающейся мачты, изгибающегося гика, а самое главное – создание обтекаемых обводов корпуса, которые сохраняют симметрию при крене яхты. Еще, будучи студентом 4-го курса, Алексеев был избран председателем жюри Всесоюзного конкурса по проектированию парусных судов.

         «Обратите внимание, в сумрачные дни блики на поверхности воды серые, стальные, твердые. В детстве я мечтал, что если сильно разогнаться, то по воде можно бежать, скользить, лететь, цепляясь руками за шершавую, бугорчатую поверхность реки» - учил людей искусству научного созерцания Ростислав Евгеньевич Алексеев.

         Простота, надежность, естественная устойчивость, высокая гармония и красота — отличительные черты «алексеевского» стиля. Совершенный классический корабль — это гармония десятков, сотен элементов, которые входят в состав этой системы, среди которых главными являются корпус, силовая установка, система управления. Фокус конструирования в том, что невозможно достигнуть совершенства корабля, достигнув совершенства отдельных элементов. Гармония возникает в результате многовариантного компромисса, сложного соглашения тысячи противоречащих факторов. В скоростном судостроении есть одна фамилия, один человек, которому эта гармония, это произведение искусства удалось — Алексеев.

         В 50-е годы Р.Е. Алексеев начал проектировать, а в 60-е - поднял на крылья классическую серию скоростных судов: «Ракету», «Метеор», «Буревестник», «Спутник», «Комету». Самой совершенной работой специалистами признан «Метеор». Самым скоростным судном был «Буревестник», оснащенный двумя авиационными турбинами АИ-20. На «Комете» Р.Е. Алексеев совершил кругосветное плавание, одолел Тихий и Атлантический океаны. Толпы иностранцев собирались в портах, чтобы своими глазами взглянуть на русское чудо — скоростной крылатый корабль. Своеобразие «Кометы», особенно на фоне «плавающих утюгов», поражало воображение.

         Ярких впечатлений и острых ощущений в процессе работы с Алексеевым было много. Он понимал, что путь к открытиям лежит не через книги и учебники. Идею нельзя только думать, ее надо чувствовать сердцем, страстно любить, потому что мысль всегда материальна, имеет ткань, фактуру, имя. Кроме парусного спорта, которым Ростислав Евгеньевич занимался всю свою жизнь, он был мастером спорта по скоростному спуску на лыжах, прыгал с трамплина, гонял по заснеженному волжскому льду на парусном буере, самостоятельно летал на самолете, прыгал с парашютом. Особенно любил кататься на водных лыжах, планировать на парашюте-планере, привязанном к движущейся машине, и водить машину, знаменитую «Чайку».

         В скоростном судостроении в ту пору существовало три основных направления: суда на подводных крыльях, глиссеры и суда на воздушной подушке. Все три направления Алексеев считал тупиковыми, не соответствующими требованиям эры авиации и космонавтики. Иногда, в шутку подчеркивая свою мысль, он говорил: «Проектирование глиссеров — это задача для троечников, суда на воздушной подушке — это женская забава».        

    О том, что подъемная сила крыла увеличивается в момент приближения к поверхности на расстояние в несколько метров, знали давно. В годы Второй мировой войны в морской авиации летчики пытались пилотировать поврежденные самолеты с целью экономии топлива в режиме полета «на экране», над морем. Иногда им удавалось дотянуть машину до берега, чаще нет. На такой полет мог решиться только обреченный на гибель летчик или смертельно рискующий трюкач. Известно, что Валерий Чкалов пролетел на самолете под аркой моста. Мастерство асса было в том, что Чкалов интуитивно чувствовал «экран» и мог удержать самолет над рекой достаточное для пролета под мостом время.

         Конструктивный потенциал СПК он быстро исчерпал созданием серии судов, настолько совершенной, что по большому счету все попытки последователей Алексеева усовершенствовать эти суда окончились ничем.

         Рано или поздно, в качестве нового вида транспорта экранопланы могут потеснить авиацию с морских линий, ускорить грузооборот на водных магистралях, заменить вертолеты в глухих бездорожных районах. Экранопланам не требуются бетонные и асфальтные покрытия, железные рельсы, аэродромы и причалы. Они будут востребованы везде, где для достижения цели необходима скорость.

 

Л.В. Лукина

генеральный директор